Программа планирования ремонтных работ

Программа планирования ремонтных работ позволяет на основе результатов диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог автоматически назначать основные виды дорожно-ремонтных мероприятий в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог общего пользования». Ведомость ремонтных работ является неотъемлемой частью отчета по диагностике автомобильных дорог.

Методика планирования ремонтных работ

Процесс планирования ремонтных работ можно условно разделить на шесть основных этапов:

01

I ЭТАП. Определение коэффициентов обеспеченности расчетной скорости Крс1-Крс10

Определение частных коэффициентов Крс1-Крс10 заключается в оценке геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, сцепных качеств покрытий и других характеристик к условию обеспеченности расчетной скорости.

  • Крс 1 учитывает влияние на транспортно-эксплуатационное состояние дороги, ширины проезжей части, количества полос и интенсивности движения.
  • Крс2 учитывает влияние ширины и типа укрепления обочин.
  • Крс3 зависит от интенсивности и состава движения на дороге.
  • Крс4 определяют по величине продольного уклона и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на подъем.
  • Крс5 определяют по величине радиуса кривой в плане и уклона виража.
  • Крс6 учитывает ровность покрытия.
  • Крс7 учитывает влияние коэффициента сцепления покрытий автомобильных дорог.
  • Крс8 показывает состояние покрытия дорожного полотна и прочности дорожной одежды.
  • Крс9 рассчитывается в зависимости от величины колеи покрытий дорог.
  • Крс10 определяют на основе сведений о ДТП и величины коэффициента относительной аварийности.

II ЭТАП. Определение нормативных показателей КПн/КПп

В соответствии с таблицей 5.1 ОДН 218.0.006 – 2002 определяется значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог, так называемый коэффициент КПн и его предельно-допустимое значение КПп. Значение указанных коэффициентов зависит от категории автомобильной дороги (расчетной скорости движения) и типа рельефа местности (пересеченный, горный, равнинный).

III ЭТАП. Сравнение частных коэффициентов Крс1-Крс10 с нормативными показателями КПн и КПп

На III-ем этапе осуществляется сравнение частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости с нормативным (КПн) и предельно-допустимым показателем транспортно-эксплуатационного состояния (КПп ).

Различают три транспортно-эксплуатационных состояния дороги:

  1. Нормативным считается состояние дороги, при котором КПд=>КПн
  2. Допустимым считается состояние а/д, при котором КПн>КПд>=КПп
  3. Недопустимым считается состояние дороги, при котором КПд<КПп

IV ЭТАП. Назначение основных видов ремонтных работ

Определение видов ремонтных работ осуществляется в соответствии с таблицей 7.1 ОДН 218.0.006-2002. В программе назначаются следующие работы:

  • Укрепление обочин (Крс2);
  • Уширение проезжей части, устройство укрепительных полос, укрепление обочин, уширение мостов и путепроводов (Крс3);
  • Смягчение продольного уклона, увеличение видимости (Крс4);
  • Увеличение радиусов кривых, устройство виражей, спрямление участка (Крс5);
  • Устройство выравнивающего слоя с поверхностной обработкой, усиление дорожной одежды (Крс6, Крс8);
  • Устройство шероховатой поверхностной обработки (Крс7);
  • Фрезерование покрытия, ликвидация колеи (Крс9);
  • Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на опасных участках (Крс10).

V ЭТАП. Выбор лидирующего вида работ.

Как правило на одном участке присутствует несколько неудовлетворительных характеристик, в связи с чем может быть назначено несколько различных видов работ. Приоритетная работа определяется в соответствии с таблицей 7.2 ОДН 218.0.006-2002.

К примеру, на участке имеется ряд неудовлетворительных коэффициентов Крс4, Крс7, Крс8, в соответствии с которыми назначены работы по смягчению продольного уклона, устройству шероховатой поверхностной обработки и усилению дорожной одежды. Согласно таблице 7.2 на участке будет назначено – «Смягчение продольного уклона», так как данный вид работ улучшит состояние дорожной одежды (Крс7 и Крс8).

VI ЭТАП. Определение очередности проведения ремонтных мероприятий.

Очередность проведения работ по критерию уровня безопасности дорожного движения определяется по таблице 7.7 ОДН 218.0.006-2002, в соответствии с чем анализируются фактические данные о ДТП за последние 3-5 лет:

  • первая очередь – очень опасные или опасные и с неудовлетворительным коэффициентом сцепления;
  • вторая очередь – очень опасные или опасные и с неудовлетворительной ровностью, или (и) отсутствием виража, или (и) с неукрепленной обочиной;
  • третья очередь – малоопасные и неопасные и с неудовлетворительным коэффициентом сцепления;
  • четвертая очередь – малоопасные и неопасные и с неудовлетворительной ровностью или (и) отсутствием виража, или (и) с неукрепленной обочиной;
  • пятая очередь – остальные участки, нуждающиеся в ремонте.

Исходная информация

Для определения участков ремонта, реконструкции и содержания, а также назначения конкретных видов ремонтных работ, в базе данных должна содержаться информация о следующих характеристиках и параметрах автомобильной дороги:

  • категории автомобильной дороги и количестве полос;
  • рельефе местности;
  • ширине проезжей части и разделительной полосе, при ее наличии;
  • интенсивности движения;
  • характеристиках укрепления обочин;
  • о продольных уклонах и видимости в продольном профиле;
  • радиусах кривых в плане;
  • ровности, глубине колеи и сцеплении покрытия, прочности дорожной одежды;
  • дорожно-транспортных происшествиях.

Виды ремонтных работ определяются на основе данных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости и соответствии ровности, прочности и сцепных свойств дороги нормативным требованиям. Поэтому перед назначением ремонтных работ необходимо рассчитать коэффициенты обеспеченности расчетной скорости и коэффициенты ровности, сцепления и прочности.

Результаты этих расчетов формируются в двух документах: Сводной ведомости Крс и Ведомости эксплуатационных показателей а/д.

02

Рис. 1. Пример сводной ведомости Крс

03

Рис. 2. Ведомость эксплуатационных показателей автомобильных дорог

Краткое описание работы с программой

Работа программы начинается с выбора автомобильной дороги из базы данных «Титул-2005» после чего открывается главное окно программы. Назначение работ может быть выполнено на всю дорогу или на отдельный участок этой дороги.

04

05

Рис. 3. Окно выбора автомобильных дорог и главное окно программы

Перед назначением видов ремонтных работ необходимо определить основные транспортно-эксплуатационные показатели (Крс1-Крс10, КПн, КПп). Выполнить расчет коэффициентов обеспеченности расчетной скорости можно через программу «Титул-2005 «Администратор» и «Линейный график ТЭС АД». Значения Крс записываются в базу данных «Титул-2005» в специализированную таблицу, которая называется – «Сводной ведомости Крс» (см. рис. 1). В ведомости по каждому характерному участку представлены значения частных и нормативных коэффициентов, выделены типы Крс меньше Кпн, указано состояние каждого участка (допустимое, недопустимое, нормативное).

Для назначения ремонтных работ необходимо выполнить ряд несложных действий:

  • Указать год паспортизации. Предусмотрено два режима оценки данных диагностики и назначения по результатам этой оценки видов ремонтных работ:
  • оценка данных за конкретный год;
  • оценка данных по последнему состоянию.

Оценка данных и назначение видов ремонтных работ по последнему состоянию заключается в следующем: если за выбранный год паспортизации нет данных по какой-либо характеристике дороги, то они загружаются с ближайшего предыдущего года.

  • На панели инструментов нажать характерную кнопку [Назначить ремонтные работы].
  • В открывшемся окне (см. рис. 4) выбрать состояние, в которое необходимо привести автомобильную дорогу.
  • нормативное состояние – это состояние дороги, при котором её параметры и характеристики соответствуют значениям комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния не ниже нормативного. Нормативное значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85, ВСН 24-88, ГОСТ Р 50597-93 и другим нормативным документам.
  • предельно-допустимое состояние – это состояние, при котором снижены требования к показателю транспортно-эксплуатационного состояния дороги на 25%.
  • Указать протяженность технологически коротких участков, которые целесообразней исключить из программы ремонтных мероприятий.
  • Укрупнить технологически короткие участки (ТКУ). Технологически коротким участком считается участок, протяженность которого менее 200-300 м. Указав протяженность ТКУ, все участки меньшей длины будут укрупнены до этой величины. При отключенной кнопке, Вы можете получить ведомость с микроучастками, которые возможно в последствии укрупнить в экспертном режиме.

06

 Рис. 4. Выбор условий назначения ремонтных работ

  • Результаты расчета формируются в виде таблицы (см. Рис. 5), где указан вид, название работы, протяженность характерного участка, Крс, минимальные Крс и многое другое.

07

Рис. 5. Ведомость назначенных ремонтных работ

Общие возможности и настройки программы

Обеспечены следующие настройки и возможности работы с программой:

  • Назначение работ и просмотр отчетов по всей дороге или выбранному участку (в пределах границ обслуживаемой дорожной организации, района, населенного пункта и др.).
  • Настройка интерфейса программы: выбор стиля оформления главного меню, настройка сообщений при выходе из программы, обновлении информации, перезаписи, сформированных ранее ведомостей, выбор цветовой схемы меню и т.п.
  • Экспорт документов в форматы MS Word и MS Excel, настройка шрифтов каждого элемента ведомости (подпись к названию дороги, название ведомости, шапка таблицы, заливка строк, цвет фона, цвет текста, ширина линий, ориентация бумаги и др.).
  • Просмотр статистической информации, куда входят данные о суммарной протяженности участков, требующих ремонта, капитального ремонта, реконструкции или содержания по конкретным видам работ.
  • Настройка сортировки таблицы в порядке убывания, возрастания, очередности столбцов.
  • Работа со списком автомобильных дорог (инструменты поиска, фильтрации, сортировки, просмотра общей информации и др.).
08 09 10

Рис. 6. Формы просмотра статистики, сортировки, выбор участка дороги (соответственно)