Проектирование схем дислокации ТС ОДД

Программа проектирования схем дислокации технических средств организации дорожного движения (ОДД) выполняет автоматизированное проектирование и разработку проектов организации дорожного движения с возможностью последующего редактирования экспертом (проектировщиком). Отчетные документы соответствуют «Порядку разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» (Москва, 2006 г.) и другим действующим нормативам РФ, в том числе требованиям органов ГИБДД МВД РФ.

Краткое описание

Программа обеспечивает ввод, редактирование и отображение всех требуемых элементов на автомобильной дороге в соответствии с требованиями разработки и оформления проектов ТС ОДД:

  • контуры плана автомобильной дороги (переходно-скоростные полосы, объекты сервиса, карманы автобусных остановок, дополнительные и дополнительные полосы движения);
  • технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, дорожные и пешеходные ограждения, направляющие устройства, дорожные светофоры, пешеходные переходы, освещение, автобусные остановки, пешеходные дорожки, линии дорожной разметки);
  • железнодорожные переезды;
  • искусственные сооружения (тоннели, мосты, водопропускные трубы);
  • объекты сервиса, задания и сооружения дорожной службы;
  • Инженерное оборудование и обустройство дорог: справочники для описания в базе данных ограждений, направляющих устройств, дорожных знаков и разметки, площадок отдыха и стоянок автомобиля и много другое;
  • графики продольных уклонов, кривых в плане, линий дорожной разметки, ограждений и направляющих устройств и др.
Рис. 1 - Пример схемы дислокации ТС ОДД Рис. 2 - Пример схемы дислокации ТС ОДД Рис. 3 - Пример схемы дислокации ТС ОДД

Помимо стандартных линий, предусмотренных порядком разработки схем дислокации ТС ОДД, в программе добавлены следующие дополнительные линии:

  • линия с наименованием дороги и района ее прохождения;
  • линия, отображающая значения расстояния видимости встречного автомобиля в прямом и обратном направлениях;
  • линия, отображающая значения расстояния видимости в плане в прямом и обратном направлениях.

Для линий со значениями расстояния видимости предусмотрена настройка цветового выделения ненормативных значений и возможность ручного редактирования значения нормативной видимости в плане и профиле дороги.


Рис. 4 - Пример дополнительных линий

С помощью модуля автоматизированного проектирования в несколько раз повышается производительность труда при разработке проектов организации дорожного движения.

Автоматически проектируются схемы дислокации на участках 2-х полосных автомобильных дорог с наиболее типичными ситуациями:

  • на мостах и путепроводах;
  • на участках горизонтальных кривых;
  • в местах изменения количества полос движения;
  • съездов, пересечений и примыканий;
  • переходно-скоростных полос и дополнительных полос движения;
  • автобусных остановок;
  • объектов сервиса;
  • элементов плана и профиля;
  • ж/д переездов;
  • мостов;
  • труб и многое другое.

Модуль автоматического проектирования предусматривает огромное количество настроек, к примеру, для каждой из ситуаций можно указать: какие знаки и на каком расстоянии должны устанавливаться в зависимости от категории участка дороги I, II, III, IV, V; длину разметки 1.1 и 1.6; высоту насыпи для установки ограждений и направляющих устройств, нормативное значение видимости и многое другое. Настройки автодислокации можно сохранить в виде файла для обеспечения возможности его использования другими пользователями программы.

Рис. 5 - Настройки для установки ТС ОДД на кривых в плане Рис. 6 - Настройки для установки ТС ОДД на ж/д переездах Рис. 7 - Настройки для установки ТС ОДД на пересечениях и примыканиях

Помимо модуля автоматической дислокации средств ОДД, в программе реализованы инструменты быстрой расстановки этих объектов (полуавтоматический режим):

  • Расстановка проектируемых объектов на пересечениях, примыканиях, съездах;
  • Расстановка проектируемых столбиков на трубах;
  • Расстановка дублирующих знаков;
  • Расстановка разметки 1.1 на пересечениях, примыканиях, съездах;
  • Расстановка знаков 2.2 на пересечениях, примыканиях, съездах;
  • Расстановка знаков 2.4 на пересечениях, примыканиях, съездах;
  • Расстановка порядка знаков согласно ГОСТ;
  • Дублирование фактических ограждений в проектные;
  • Дублирование фактических тротуаров в проектные;
  • Дублирование фактических светофоров в проектные;
  • Дублирование фактического освещения в проектное;
  • Расстановка направляющих устройств на: ж/д переездах; поверх реально существующих;
  • Расстановка километровых столбов (знаков 6.13).
Рис. 8 - Список инструментов быстрой расстановки объектов ТС ОДД Рис. 9 - Инструмент дублирования дорожных знаков Рис. 10 - Инструмент быстрого ввода знаков

Порядком разработки проектов организации дорожного движения не предусмотрена расстановка размеров ширины проезжей части и ее элементов, по многочисленным просьбам пользователей программы «Проектирование схем дислокации ТС ОДД», нами был разработан соответствующий инструмент, позволяющий как в ручном, так и в автоматическом режиме отображать ширины следующих элементов:

  • ширину покрытия;
  • ширину проезжей части;
  • ширину полосы движения;
  • ширину разделительной полосы;
  • ширину укрепленной части обочины;
  • ширину переходно-скоростной полосы;
  • ширину дополнительной полосы движения.


Рис. 11 - Пример расстановки размеров проезжей части

В программе по проектированию схем дислокации ТС ОДД предусмотрена обратная связь с программой по разработке знаков индивидуального проектирования. Это позволяет:

  • хранить проекты знаков индивидуального проектирования в базе данных;
  • изменять запроектированный ранее знак не имея оригинального файла проекта этого знака на своем ПК.


Рис. 12 - Окно для запуска редактора знаков

В программу добавлен редактор шаблонов титульных листов к проектам организации дорожного движения, который позволяет:

  • создавать индивидуальные шаблоны титульных листов (в шаблоны автоматически вставляется информация о наименовании дороги, ее границах, категории, организациях выполнивших и утвердивших проект);
  • добавлять любые изображения на титульный лист (логотипы фирм, нижние и верхние колонтитулы и т.п.);
  • хранить шаблон в базе данных для его использования другими пользователями программы.
Рис. 13 - Пример титульного листа к проекту ОДД Рис. 14 - Окно настроек шаблона титульного листа

Встроен внутренний редактор шаблонов пояснительных записок к проекту ТС ОДД. Данный инструмент позволяет:

  • создавать индивидуальные шаблоны пояснительных записок (в шаблоны автоматически подставляется информация о наименовании дороги, ее границах, категории, организациях выполнивших и утвердивших проект);
  • хранить шаблон в базе данных для его использования другими пользователями.
Рис. 15 - Пример пояснительной записки Рис. 16 - Редактор пояснительной записки

Настройка «сценария печати» позволяет создать шаблон проекта организации дорожного движения из набора необходимых ведомостей, схем, пояснительных записок, титульных листов и т.п., которые будут в указанном порядке и объеме выводиться на принтер.

Рис. 17 - Окно настройки сценария печати Рис. 18 - Список созданных через программу сценариев печати

По результатам проектирования схем дислокации автоматически формируются все необходимые отчетные документы: титульные листы, сводные ведомости объемов работ по установке знаков, ограждений, направляющих устройств, искусственного освещения, автобусных остановок, пешеходных переходов и дорожек, светофорных объектов и т.д.

Рис. 19 - Сводная ведомость размещения дорожных знаков Рис. 20 - Сводная ведомость горизонтальной дорожной разметки

Часто необходимо, чтобы настройки программы были идентичны на всех рабочих местах. Для этого в программу встроены функции импорта/экспорта настроек программы. Это позволяет:

  • сократить время на настройку программы на рабочих местах, достаточно это сделать на одном компьютере, а на остальных просто применить файл настройки;
  • получить абсолютно идентичные настройки отображения объектов на схемах ТС ОДД и сводных ведомостях;
  • в случае необходимости (переустановка операционной системы, смена рабочего места и т.д.) оперативно перенести и восстановить настройки программы.


Рис. 21 - Меню импорта и экспорта настроек программы

Отдельного внимания заслуживают настройки программы. В данной программе их больше, чем в любом другом программном приложении ПК «Титул-2005». Связано это в значительной мере с тем, что во многих регионах РФ визуальная часть проекта организации дорожного движения немного отличается от общепринятого. Оценить количество настроек можно в окне параметры отображения дорожных знаков и проезжей части, а также в настройках титульного листа ведомостей. Кроме этого, для каждого типа объекта в программе также предусмотрены свои персональные параметры: у разметки, светофоров, труб, тротуаров, освещения и т.д.

Рис. 22 - Настройка изображения на схеме ОДД дорожных знаков Рис. 23 - Настройки для отображения проезжей части Рис. 24 - Настройка изображения на схеме ОДД водопропускных труб

Пунктом 3.1 порядка разработки схем дислокации технических средств ОДД предусмотрена возможность передачи электронной версии проекта организации дорожного движения с возможностью их редактирования.

На случай, если у заказчика работ по проектированию схем дислокации ТС ОДД ПК «Титул-2005» отсутствует, в программе реализована возможность экспорта схем в формат WMF (векторный графический формат). Файлы данного просматриваются стандартными средствами операционной системы или при помощи специализированной утилиты «Просмотр схем дислокации ТС ОДД» (находится в свободном доступе на нашем сайте и по умолчанию устанавливается вместе с основным приложением).

Редактировать файлы данного формата возможно при помощи любого векторного графического редактора (CorelDRAW, Inkscape, Xara Xtreme и др.)

Экспорт схем дислокации возможен как по заданному участку автомобильной дороги, так и по сети автомобильных дорог, с автоматическим распределением экспортированных файлов по папкам, соответствующим наименованиям автомобильных дорог.


Рис. 25 - Программа для просмотра с экспортированных схем дислокаций ТС ОДД