Назначение видов ремонтных работ

Назначение

Программный модуль является удобным инструментом для формирования программы ремонтных мероприятий на сети подведомственных дорог.

Данный инструмент входит в состав программы «Титул-2005 «Эксперт» и позволяет автоматически выявлять участки, не соответствующие потребительским свойствам дороги, определять виды ремонтных работ и их стоимость.

Потребность в ремонтных работах устанавливается путем выявления участков, фактическое состояние которых не удовлетворяет действующим требованиям к обеспечению расчетной скорости, безопасности движения, пропускной способности и другим характеристикам. Определяются участки, требующие выполнения работ по изменению технико-эксплуатационных показателей дороги.

Краткое описание работы с программным модулем

Для назначения ремонтных работ на сети автомобильных дорог достаточно выполнить следующие действия:

  • Средствами программы «Титул-2005 «Эксперт» выбрать сеть автомобильных дорог, для которой требуется назначить ремонтные работы;
  • На панели инструментов программы, с помощью кнопки [Расчетные], запустить задачу «Назначение видов ремонтных работ».

Перед началом работы необходимо указать условия для расчета: год паспортизации и методику расчета.

В программе предусмотрено две методики назначения ремонтных работ: 

1. Метод (Основной режим) выполнен в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог общего пользования», в данном режиме назначаются ремонтные мероприятия на основе автоматизированного анализа данных, занесенных в банк данных «Титул-2005»;

01

2. Метод (Экспертный режим) разработан совместно со Свердловским управлением автомобильных дорог (ГКУ СО «Управление автодорог»). Данный режим позволяет производить корректировку полученных результатов.

03

В автоматическом режиме возможен расчет ведомостей по одному из вариантов:

  • приведение дороги в нормативное состояние;
  • приведение дороги в предельно-допустимое состояние.

Для расчета стоимости, экономической эффективности и, как следствие, выбора лидирующего вида ремонтных работ, для варианта, назначенного по ОДН 218.0.006-2002, необходимо по каждому виду ремонтных работ заполнить справочники единичных расценок на 1 км дороги. Из списка необходимо выбрать справочник с названием «Укрупненные стоимости работ».

В окне необходимо выбрать область и методику назначения ремонтных работ и заполнить справочник в зависимости от вида работ.

04

Результаты расчета будут представлены в виде отчета, где будет отображена информация о коде и названии дороги, районе прохождения, типе покрытия, назначенном виде ремонтных работ, значениях частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости (Крс), стоимости основных и дополнительных видов работ, дате назначения ремонтных работ и многое другое.

05

Дополнительно в алгоритм программного модуля по назначению требуемых видов ремонтных работ добавлена возможность определения участков дорог, требующих устройства переходно-скоростных полос с расчетом укрупненной стоимости проведения данного вида работ. Порядок расчета включает в себя следующие этапы:

  1. Определение объектов, на которых в соответствии со СНиП 2.02.02-85* требуется устройство ПСП (пересечения, примыкания, съезды с твердым покрытием, многоуровневые транспортные развязки, площадки отдыха и стоянки автомобилей и др.).
  2. В зависимости от расположения объекта в продольном профиле, значения продольного уклона и категории дороги определяются параметры ПСП, от которых зависит местоположение участка реконструкции. Близко расположенные и пересекающиеся участки по специальному алгоритму объединяются в один.
  3. Расчет стоимости устройства ПСП, которая зависит от протяженности участка, категории автомобильной дороги, области в которой расположена дорога и укрупненной единичной расценки.
  4. Формирование отчетного документа, который включает в себя: адресную привязку участка, атрибутивные характеристики дороги (код, название, категория), объекта (название, тип и расположение), ПСП (длины отгонов, полос разгона и торможения), стоимость по каждому участку и сети автомобильных дорог в целом.

 

06

Методика планирования ремонтных работ

Процесс планирования ремонтных работ можно условно разделить на шесть основных этапов:

07

I ЭТАП. Определение коэффициентов обеспеченности расчетной скорости Крс1-Крс10

Определение частных коэффициентов Крс1-Крс10 заключается в оценке геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, сцепных качеств покрытий и других характеристик к условию обеспеченности расчетной скорости.

  • Крс 1 учитывает влияние на транспортно-эксплуатационное состояние дороги, ширины проезжей части, количества полос и интенсивности движения.
  • Крс 2 учитывает влияние ширины и типа укрепления обочин.
  • Крс 3 зависит от интенсивности и состава движения на дороге.
  • Крс 4 определяют по величине продольного уклона и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на подъем.
  • Крс 5 определяют по величине радиуса кривой в плане и уклона виража.
  • Крс 6 учитывает ровность покрытия.
  • Крс 7 учитывает влияние коэффициента сцепления покрытий автомобильных дорог.
  • Крс 8 показывает состояние покрытия дорожного полотна и прочности дорожной одежды.
  • Крс 9 рассчитывается в зависимости от величины колеи покрытий дорог.
  • Крс10 определяют на основе сведений о ДТП и величины коэффициента относительной аварийности.

II ЭТАП. Определение нормативных показателей КПн/КПп

В соответствии с таблицей 5.1 ОДН 218.0.006 – 2002 определяется значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог, так называемый коэффициент КПн и его предельно-допустимое значение КПп. Значение указанных коэффициентов зависит от категории автомобильной дороги (расчетной скорости движения) и типа рельефа местности (пересеченный, горный, равнинный).

III ЭТАП. Сравнение частных коэффициентов Крс1-Крс10 с нормативными показателями КПн и КПп

На III-ем этапе осуществляется сравнение частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости с нормативным (КПн) и предельно-допустимым показателем транспортно-эксплуатационного состояния (КПп ).

Различают три транспортно-эксплуатационных состояния дороги:

  • Нормативным считается состояние дороги, при котором КПд=>КПн
  • Допустимым считается состояние а/д, при котором КПн>КПд>=КПп
  • Недопустимым считается состояние дороги, при котором КПд<КПп

IV ЭТАП. Назначение основных видов ремонтных работ

1 Метод (Основной режим)

  • Определение видов ремонтных работ осуществляется в соответствии с таблицей 7.1 ОДН 218.0.006-2002. В программе назначаются следующие работы:
  • Укрепление обочин (Крс2)
  • Уширение проезжей части, устройство укрепительных полос, укрепление обочин, уширение мостов и путепроводов (Крс3)
  • Смягчение продольного уклона, увеличение видимости (Крс4)
  • Увеличение радиусов кривых, устройство виражей, спрямление участка (Крс5)
  • Устройство выравнивающего слоя с поверхностной обработкой, усиление дорожной одежды (Крс6, Крс8)
  • Устройство шероховатой поверхностной обработки (Крс7)
  • Фрезерование покрытия, ликвидация колеи (Крс9)
  • Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на опасных участках (Крс10)

2 Метод (Экспертный режим)

  • При выборе второго метода помимо основных видов ремонтных работ в программе ремонтов назначаются сопутствующие виды работ
  • Основные виды работ:
  • Укрепление обочин щебнем  (Крс2)
  • Увеличение количества полос движения с уширением земляного полотна, доведением параметров конструкции дорожной одежды и искусственных сооружений до нормативных требований (Крс1/Крс3)
  • Уширение проезжей части и зем. полотна, доведение параметров плана, продольного профиля, конструкции дорожной одежды и искусственных сооружений до норм соответствующей технической категории, установленной по интенсивности дорожного движения (Крс1/Крс3)
  • Устройство виража (Крс4/Крс5)
  • Изменение продольного профиля дороги (Крс4/Крс5)
  • Увеличение радиусов кривых в плане (Крс4/Крс5)
  • Устройство выравнивающего слоя и одного слоя покрытия (Крс6)
  • Фрезерование верхнего слоя покрытия с выравниванием продольного и поперечного профиля   и устройством нового слоя покрытия (Крс6)
  • Усиление дорожной одежды с устройством выравнивающего слоя и двухслойного покрытия (Крс6)
  • Выполнение холодной регенирации верхних слоев покрытия с добавлением нового материала. Усиление дорожной одежды с устройством дополнительных слоев покрытия (Крс6)
  • Замена дорожной одежды переходного типа на капитальный (Крс6)
  • Усиление дорожной одежды переходного типа (Крс6)
  • Восстановление ровности покрытия переходного типа (Крс6)
  • Устройство слоя покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона (Крс7)
  • Устройство шероховатой поверхностной обработки (Крс7)
  • Ликвидация колеи глубиной свыше 30мм до 45мм  заполнением струйно-инъекционным методом с последующим перекрытием слоем ШПО (Крс9)
  • Ликвидация колеи глубиной свыше 45мм  методом фрезерования дорожной одежды на всю ширину с последующим устройством нового слоя дорожной одежды и слоя износа из щебеночно-мастичного асфальтобетона (Крс9)

Дополнительные виды работ:

  • Замена барьерного ограждения
  • Реконструкция мостового сооружения
  • Замена водопропускных труб
  • Ремонт автобусных остановок
  • Ремонт автопавильонов
  • Ремонт водопропускных труб с частичной заменой звеньев или оголовков
  • Ремонт площадок отдыха / стоянок автомобилей
  • Приведение в нормативное состояние подходов к ж/д переездам

V ЭТАП. Выбор лидирующего вида работ

1 Метод (Основной режим)

Как правило на одном участке присутствует несколько неудовлетворительных характеристик, в связи с чем может быть назначено несколько различных видов работ. Приоритетная работа определяется в соответствии с таблицей 7.2 ОДН 218.0.006-2002.

К примеру, на участке имеется ряд неудовлетворительных коэффициентов Крс4, Крс7, Крс8, в соответствии с которыми назначены работы по смягчению продольного уклона, устройству шероховатой поверхностной обработки и усилению дорожной одежды.Согласно таблице 7.2 на участке будет назначено – «Смягчение продольного уклона», так как данный вид работ улучшит состояние дорожной одежды (Крс7 и Крс8).

2 Метод (Экспертный режим)

По аналогии с предыдущим методом на одном участке будет назначено несколько видов работ. На V этапе определяется лидирующая работа по критерию экономической эффективности.
Экономическая эффективность определяется в соответствии с п. 7.2 ОДН 218.0.006-2002 по формуле:

08

  • где  li – длина i-го  участка, км;
  • N – приведенная интенсивность движения, авт/сутки;
  • Тmax  -  период суммирования эффекта, лет;
  • Cм/ч – средневзвешенная стоимость машино-часа, руб;
  • Djосн – стоимость основных ремонтных работ при выполнении принятого j-го вида работ;
  • Djдоп – стоимость дополнительных ремонтных работ при выполнении принятого j-го вида работ;
  • Крситог(до) – значение Крс на i-ом участке, по которому назначен данный вид ремонтных работ;
  • Крситог(после) –значение Крс на i-ом участке, которое будет после ремонта.

VI ЭТАП. Определение очередности проведения ремонтных мероприятий

1 Метод (Основной режим)

Очередность проведения работ по критерию уровня безопасности дорожного движения определяется по таблице 7.7 ОДН 218.0.006-2002, в соответствии с чем анализируются фактические данные о ДТП за последние 3-5 лет:

  • первая очередь – очень опасные или опасные и с неудовлетворительным коэффициентом сцепления;
  • вторая очередь – очень опасные или опасные и с неудовлетворительной ровностью, или (и) отсутствием виража, или (и) с неукрепленной обочиной;
  • третья очередь – малоопасные и неопасные и с неудовлетворительным коэффициентом сцепления;
  • четвертая очередь – малоопасные и неопасные и с неудовлетворительной ровностью или (и) отсутствием виража, или (и) с неукрепленной обочиной;
  • пятая очередь – остальные участки, нуждающиеся в ремонте.

2 Метод (Экспертный режим)

Критерием выбора лидирующей ремонтной работы является максимальный эффект при наименьших затратах, при условии устранения влияние всех неблагоприятных характеристик автомобильной дороги, влияющих на ТЭС АД (доведение всех Крс до значения КПн).