Модуль «Ровность»

Модуль измерения ровности покрытий автомобильных дорог является составной частью программного обеспечения передвижной диагностической лаборатории КП-514 МП и состоит из 2 программ:

  • «Измерение ровности дорожных покрытий»;
  • «Обработка результатов измерений ровности».

Данный модуль позволяет измерять ровность покрытий автомобильных дорог по двум методам:

  • методом «толчкомера» или интегрирования в соответствии с ОДН 218.0.006 – 2002 «Диагностика автомобильных дорог». Суть метода оценки ровности перечисленными выше приборами заключается в измерении и суммировании сжатия рессор (пружин) подвески автомобиля (толчкомер) или специального прицепного устройства («ПКРС-2У»). Суммарное сжатие рессор, полученное на участке длиной 1км, выражается величиной, имеющей размерность см/км;
  • методом «IRI» - в процессе постобработки индекс IRI рассчитывается на основе 4-х переменных величин, являющихся функцией измеряемого профиля дороги. Эти переменные отражают динамический ответ справочной математической модели автомобиля, двигающегося по измеряемому профилю. Размерностью индекса IRI является «мм/м».

В программе реализована поддержка GPS-приёмников, что позволяет осуществлять привязку результатов измерений к географическим координатам и выносить их на карту. Так же в программу встроен модуль GPS-навигации, позволяющий работать с картами, импортированными из БД «Титул-2005».

Для работы программы измерения ровности покрытия по методу «толчкомера» в состав лаборатории должны входить специализированные приборы измерения ровности: толчкомер или «ПКРС-2У».

Измерение ровности покрытия по методу «IRI» осуществляется прибором ПКР-1 с возможностью корректировать показания данной установки по измеренному гироскопической системой с системой компенсации перемещений кузова (далее СКПК) лаборатории продольному профилю дороги. Суть измерений заключается в определении высотных отметок поверхности дороги – относительных при измерении только установкой ПКР-1 или абсолютных при измерениях совместно с гироскопической системой.

Краткое описание измерительной программы:

Основной функцией измерительной программы является сбор данных с датчиков ровности и вспомогательных датчиков с привязкой к пройденному пути для последующей обработки.

В программе реализовано отображение процесса измерения в реальном времени как в графическом так и в цифровом (табличном) виде. При измерениях по методу «толчкомера» (рис.1) отображение измеренной приведённой ровности осуществляется на каждом интервале суммирования (задаётся в программе, рекомендуется 50м и 100м). При измерениях по методу «IRI» (рис.2) полученные значения микропрофиля выводится на экран с интервалом 1м (измерения проводятся с шагом 0,25м).

Измерения по методу «толчкомера»
Рис.1
Измерениях по методу «IRI»
Рис.2

В программе учитываются параметры самой установки, параметры оборудования передвижной дорожной лаборатории и параметры окружающей среды и рельефа прохождения трассы (рис. 3). Программа способна работать с различными типами подключения установки к компьютеру – через АЦП Е-330,Е14-440, L-783M, а так же с различными методами опроса датчиков – через сумматор или через «шину» (более быстрый опрос, но сложней аппаратная реализация) (рис.4).

параметры системы измерения
Рис.3
Общие настройки
Рис.4

В последних версиях программы нормативы приведены в соответствие с ОДН 218.0.006 – 2002 (учёт типа дорожной одежды при определении норматива для соответствующей категории автомобильной дороги) (рис. 5).

Занесение информации о дороге
Рис.5

Так же в данной программе реализована работа со списком характерных точек (рис.6) и их фиксация в процессе проведения измерений (рис.1, рис.2), а именно настройка как всего списка, так и отдельных характерных точек. Данная программа позволяет, кроме уже занесенных в базу типов характерных точек добавлять пользовательские характерные точки, которые так же могут обладать всеми атрибутами базовых характерных точек. В процессе измерения программа позволяет проводить фиксацию характерных точек с привязкой к линейному километражу и географическим координатам.

Характерные точки
Рис.6

В программе реализованы модули для тарировки как датчика пройденного пути (рис.7), так и установок «ПКРС-2У» и «толчкомер» (рис.8). Тарировка датчиков пройденного пути может осуществляться как с помощью проезда по мерному участку, так и по эталонному датчику, например, по мерному колесу можно откалибровать датчик пройденного пути, установленный на «коробке передач» или датчик «Холла». Тарировка установки ПКРС выполняется исключительно квалифицированными специалистами-метрологами на базе ООО «Спецдортехника».

Тарировка датчика пройденного пути
Рис.7
Калибровка датчика ровности
Рис.8

В программе реализована функция работы с GPS-приёмниками, а так же предусмотрены возможности для их настройки (рис.9), и возможность определения координат оси трассы с заданным шагом и координат характерных точек.

Тестирование оборудования
Рис.9

Краткое описание программы обработки ровности дорожных покрытий.

Основной функцией программы обработки ровности дорожных покрытий является отображение собранной в процессе измерений информации в удобном для оператора виде, выполнение требуемых по методике расчётов и анализ полученных значений ровности на соответствия нормативу.

В зависимости от метода, по которой проводились измерения, программа обработки выполняет различные функции.

Методика толчкомера:

  • создание ведомостей по исходной информации с требуемым шагом (кратным шагу измерения) (рис.10);
  • создание покилометровых ведомостей;
  • отображение исходных и покилометровых значений в графическом виде (диаграммы) (рис. 11);
  • анализ соответствия нормативу;
  • расчёт статистики по участкам;
  • отображение зафиксированных характерных точек;
  • вывод диаграммы соответствия нормативу (рис. 12);
  • создания файла для экспорта полученных значений ровности в БД «Титул-2005».
Исходная информация
Рис.10
Диаграмма исходных значений
Рис.11
Диаграмма соответствия нормативу
Рис.12

Методика «IRI»:

  • расчёт совместного микропрофиля по данным установки ПКР-1 и гироскопической системы;
  • вывод полученного микропрофиля в текстовом и графическом виде (рис.13, рис.14);
  • расчёт IRI на участках длиной 100м и 1000м (рис.15);
  • расчёт статистики по участкам;
  • анализ соответствия нормативу (нормативные значения подобраны нами на основании практических экспериментов, могут быть изменены вручную непосредственно в программе обработки);
  • отображение зафиксированных характерных точек;
  • создания файла для экспорта полученных значений ровности в БД «Титул-2005».
Микропрофиль в текстовом виже
Рис.13
Микропрофиль в графическом виде
Рис.14
Расчет IRI
Рис.15