Программа «Определение интенсивности движения» с использованием мобильных устройств

ООО «Титул-2005»
Худошин А.Н., Еськова К.Э.

Наша компания на протяжении последних десяти лет активно занимается развитием программных продуктов для обследования объектов и характеристик дорожной сети на базе мобильных устройств. И это очевидно, что в век технологического развития на смену существующим методам должны прийти новые, более динамичные решения, а современные мобильные устройства являются наиболее удобной альтернативой.

Особое внимание в данной статье мы хотим уделить программе по учету интенсивности движения и состава транспортного потока.

Учет движения в рамках задач паспортизации и диагностики дорог

Учет движения может проводиться автоматизировано или визуально. По продолжительности подразделяется на долговременный и кратковременный методы. При паспортизации и диагностике дорог, как правило, ведется кратковременный учет интенсивности на временных учетных пунктах, выбираемых на участках перегонов дорог и подходах к населенным пунктам.

На рынке существует множество автоматизированных решений по учету интенсивности движения, но наряду со всеми их бесспорными достоинствами, у каждого из методов имеется ряд недостатков для их использования в задачах паспортизации и диагностики дорог: цена, недостаточная классификация транспортных средств, необходимость монтажа, стационарность, сложность конструкции и др. В связи со сказанным, программе учета движения на мобильном устройстве мы уделяем особое внимание, так как она является самым удобным, простым и дешевым решением для автоматизации поставленной задачи.

Способы учета интенсивности с использованием программы

Учет движения с использованием нашего программного приложения может осуществляться двумя способами:

- 1-ый способ – фиксация транспортных средств непосредственно на учетном пункте;

- 2-ой способ – определение транспортных средств в камеральных условиях по видеоданным;

- 3-ий способ – комбинированный.

Первый вариант предпочтителен тем, что практически в два раза экономится время при сборе данных об интенсивности по сравнению со вторым методом, где требуется последующая камеральная обработка. Для организаций, которые будут фиксировать транспортные средства непосредственно на учетном пункте, мы сделали некоторое отступление от п. 4.2.3.1 ГОСТ 32965-2014, который регламентирует проводить измерение не менее 4-х часов. В программе реализована возможность учета движения во временном периоде 1 час. Часовой учет интенсивности целесообразно использовать на дорогах с очень низкой интенсивностью, где 4-х часовые данные не дают значительного прироста движения.

Второй метод удобен тем, что во время ручных измерений,сбора информации электронными полевыми журналами, при различных технологических перерывах можно с помощью передвижной диагностической лаборатории, квадрокоптера или других технических средств сделать видеосъемку створа учетного пункта и осуществить обработку видеоматериала в камеральных условиях. Второй метод также целесообразно использовать при высокой интенсивности движения, на многополосных дорогах и в других сложных условиях, где визуальный учет затруднен.

Третий метод может быть использован, к примеру, на многополосных дорогах, на которых требуется раздельный учет движения в прямом и обратном направлениях (п. 3.11 ГОСТ 32965-2014). В прямом направлении материал по интенсивности движения может быть собран непосредственно на объекте, а обратное направление обработано в дальнейшем по видеокадрам.

Учет движения на улично-дорожной сети

По тексту статьи мы часто делаем ссылку на нормативный документ ГОСТ 32965-2014 «Методы учета интенсивности движения транспортных средств», однако обращаем внимание, что настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования, что ограничивает его применение на улично-дорожной сети (УДС).

В связи со сказанным, в нашей программе показатели интенсивности движения на улицах и городских дорогах определяются в соответствии с ОДМ «Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах». Метод сбора данных и классификация транспортных средств полностью соответствует Приложению А и Б ГОСТ 32965-2014, отличается лишь принцип группировки транспортных средств, значениями переводных коэффициентов и других расчетных показателей, которые для интенсивности УДС определяются в соответствии с «Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах».

Новые возможности программы по учету интенсивности

Представляем Вам перечень основных изменений и новых возможностей программного обеспечения:

- Изменена классификация транспортных средств в соответствии с Приложением А и Б ГОСТ 32965-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока».

- Полностью переработан интерфейс программы: изменены иконки транспортных средств в соответствии с новой классификацией; каждая иконка обрамлена контуром, для четкой визуализации области нажатия; контур последней нажатой иконки выделяется отличным цветом, что дает представление оператору о последнем отмеченном транспортном средстве и др.Интерфейс программы, на наш взгляд, стал более интуитивно понятен и прост в обращении, что позволяет сотрудникам максимально эффективно и комфортно вести измерения.


Рис. 1. Окно измерения интенсивности

- Реализовано два метода определения интенсивности: для дорог общего пользования (ГОСТ 32965-2014) и улично-дорожной сети (ОДМ «Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах»).


Рис. 2. Панель настройки для выбора методики расчета

- Обеспечена возможность отмены действия для любой ранее выбранной группы транспортных средств. Осуществляется путем длительного нажатия на соответствующей иконке транспортного средства.


Рис. 3. Отмена выбранного транспортного средства в окне измерения интенсивности

- Для отдельных иконок и их групп добавлены звуковые сигналы разных тонов для слухового восприятия выбранной группы транспортных средств. Так же добавлен звук при отмене, который отличается от других нажатий.

- Исправлена ошибка, которая возникала при нажатии системной кнопки «назад» и отмене измерений, где при указанных действиях программа возвращала к списку учетных пунктов. В текущей версии при отмене измерений программа возвращается к окну заполнения текущего учётного пункта с сохранением уже внесённой информации.

- Обеспечена возможность преждевременного завершения измерений с сохранением внесённой информации, кратной 1 ч, для этого обеспечена возможность записи всех промежуточных данных в фоновом режиме. Преждевременное завершение измерений сопровождается всеми необходимыми комментариями о сохранении данных незавершенной операции.

В случае экстренного закрытия программы или ее остановки, при измерении менее 60 минут, все данные за пройденное время будут приведены к 1 часу при помощи коэффициента и сохранятся как измерения длительностью 1 час.

- После завершения измерений программа автоматически определяет суточную и приведённую интенсивность в зависимости от выбранного нормативного документа и формирует отчёт. Добавлена возможность вычисления интенсивности максимального часа, что актуально для городских условий.


Рис. 4. Вид отчета для выбранного учетного пункта

- Результаты учета интенсивности переносятся автоматически в базу данных «Титул-2005» (версии ПРО) одновременно по всем учетным пунктам, что значительно экономит время камеральных работ.

Примечание: для работы автоматизированного конвертера требуется версия базы данных №133 и выше.


Рис. 5. Перенос данных с планшетного компьютера в базу данных «Титул-ПРО» («Титул-2005»)

Апробация новой версии программы

В 2017 году программа успешно прошла полевые испытания, в ходе которых была измерена интенсивность транспортного потока на более чем 350-ти учётных пунктах в Воронежской, Саратовской, Самарской и Тюменской областях.


Рис. 6. Расположение учетных пунктов на карте

С помощью программы был выполнен учет интенсивности и состава транспортного потока для обоснования строительства транспортной развязки в районе «Стрелка» (пересечение ул. 50 лет Октября и ул. Тракторная г. Саратова). Учет движения выполнялся на 4-х узловых точках в прямом и обратном направлении в рабочий день за 4 часа непрерывных замеров в утреннее, вечернее и дневное время. С помощью программы выделены часы «пик» и автоматически определена приведенная интенсивность движения на планируемом транспортном узле.


Рис. 7. Расположение пунктов учета интенсивности на транспортном узле г. Саратова

Активное участие в апробации программы при сборе данных об интенсивности движения на перекрестке ул. Политехничкой и ул. Беговой г. Саратова приняли студенты и преподаватели Саратовского государственного технического университета имени Гагарина. Информация по интенсивности движения будет использована для разработки проекта «Умный перекресток».


Рис. 8. К.т.н. Осипова Т.В. и студенты СГТУ им. Гагарина Ю.А.


Рис. 9. Студенты СГТУ им. Гагарина Ю.А. на практической апробации программы

После практической апробации программы специалисты-дорожники крайне положительно охарактеризовали программу, а также предложили внести некоторые дополнительные функции для ещё более комфортной работы. Большинство предложений было одобрено и включено в план работ, вы сможете их увидеть в ближайшем обновлении программного обеспечения.

Следите за новостями на нашем сайте.